Главная страницаНаписать письмо

О нас
Направления
Новости
Текущее
Несгораемое
Комната
для медитации

Встреча в пути
Галерея
Невыносимое
Афоризмы
Библиотека
Глоссарий

То, что у каждого человека свой Путь – прекрасно, и это не мешает нам встречаться на перекрестках или проходить часть Пути вместе, учась друг у друга, поддерживая и вдохновляя. И уже выработалось с годами, с опытом «зрение рыбака», благодаря которому такого же «рыбака видишь издалека»: научаешься различать в толпе тех, с кем у тебя есть общие дела. А когда мы расходимся по своим делам – остается благодарность и тепло, греющие сердце на ветру новых дорог.


Ольга Дятлова, хореограф студии «Путь Танца»
Ответы на вопросы Ольги Жемайтис, студентки Факультета Журналистики НГУ.

Импровизация

Обычно импровизацию понимают как набор эмоций и движений. Как Вы понимаете импровизацию?

То, о чем вы сказали – плод поверхностного наблюдения. Любая импровизация обусловлена чем-то. Как непрерывный творческий акт импровизированный танец есть объединение с неким потоком. Спросите, много ли заядлых посетителей дискотек могут от души танцевать без музыки, более того, без спиртного? (Одно нужно как направляющая, другое – как средство подключения). И при этом выглядит их танец или монотонно, или хаотично, или однообразно истерично. Отсюда и представление об импровизации… Однако упускается из виду, что такая импровизация есть последовательное, взаимосвязанное, подчиненное своим внутренним законам, логике отображение внутреннего хаоса танцующего. Любой умный психолог по такому танцу расскажет о человеке много интересного.
А чем я предпочитаю заниматься? Отображение красоты мироздания в его текучести, изменчивости, разнообразии и богатстве. Поэзия неповторимости каждого мига и радость слияния с этим потоком жизни. Жизни всегда новой, неожиданной. В интересующем меня смысле, в идеале, к которому я стремлюсь, импровизация делает видимым и осязаемым состояние космоса «здесь и сейчас». Кроме того, это еще и напитывание низших сфер, склонных к энтропии гармонией и стройностью высших сфер. Это - организация пространства, созидание. Для этого необходима высочайшая чувствительность, высокий уровень сознания, филигранное владение телом, т.е. высокий уровень организации человеческого существа. Такая импровизация – искусство выше простого исполнительского, ведь вашим хореографом является сам Господь Бог! И репетиций не бывает! И вы должны быть достойным инструментом в Его Руках, чтобы прочесть Его партитуру и вникнуть в Его замысел и воплотить с помощью своего тела здесь и сейчас. И все инструменты (как то тело, личность, интеллект, ясное сознание) должны быть в лучшем виде, и мастерство их использования филигранно отточено! А это – колоссальная работа, требующая всякого рода выучки, школы, подготовки, здорового образа жизни.
Это идеал. А пока импровизация для меня – материализация того лучшего, что мне удается предчувствовать, почувствовать и пережить, того, что я хотела бы видеть в своей жизни. Это -общение с пространством, творческое исследование, изучение возможностей, законов своих и пространства. Так же и с партнером или партнерами: интересно единение, взаимопонимание, резонанс.
Понимаете, вы можете танцевать ради самоизлияния – это одно. А зритель скучает, наблюдая психогенный хаос, а радуется зритель, видя созидание и гармонизацию. Ну, или хотябы он эмоционально реагирует, если он и танцующий совпали, танец срезонировал с чем-то в нем – а это опять взаимодействие, опять тишина внутри танцующего, устойчивость, чтобы вникнуть во что-то внешнее и не потерять возможность собственного творческого реагирования... Кстати, этому в числе прочего учатся в студии танцевальной импровизации.

Вдохновение

Как приходит вдохновение, как рождаются образы балетных постановок?

И снова мне хочется уточнить, что именно подразумевается под словом «вдохновение». Обычно подразумевается, что это что-то вроде одержания (или прямо одержание), когда некая сила овладевает человеком и он, не сознавая себя и мира вокруг, начинает бурно «творить». Жаль, что людей мало интересует, что это за сила такая, и чем человек платит за эту халяву.
Я благодарю Бога, что в моем случае это не так. Процесс рождения идей, образов, движений очень постепенный, не вдруг. Это - долгая работа. И я всегда могу сказать, что послужило импульсом, откуда пришла энергия на эту работу. Очень часто вдохновляющим фактором служит Красота в разных ее воплощениях. Например, «Сильмариллион» Толкина, или волшебная кельтская музыка, или отточенные движения Хоакина Кортеса, огромное небо над морем и крепкий ветер, напитанный солнцем, человеческая красота, как свидетельство мудрости Божьей… Эти переживания наполняют, переполняют мое существо, возникает потребность воплотить свой восторг, и пережить его таким образом еще раз, потребность сделать эту красоту частью самой себя, стать ею. Это большая радость – видеть, как прекрасное, переживаемое внутри меня обретает объективную форму и самостоятельную жизнь. Еще отдельная радость, когда сделанное мною радует и других людей.
К счастью, я работаю не одна. Бывало, носишь в себе некую расплывчатую идею следующего фрагмента постановки, думаешь, перебираешь какие-то осколки… И вот уже время репетиции. Делать нечего, делишься с учениками тем, что есть, вводишь их в курс своих размышлений… И тут происходит ЧУДО! Образы проясняются, осколки срастаются в целое, рождается еще один фрагмент танцевальной композиции.
Еще помогают идеи других хореографов и танцовщиков, их видеозаписи. То одно движение подсмотришь, то взгляд понравится. И так этап за этапом, фрагмент за фрагментом. Какая тут может быть халява? Да, ведет некая Рука, спасибо ей. Но идешь своими ногами. И держаться крепко надо за эту Руку Ведущую!

Совершенство

Совершенство – это только положительные качества, стремление к совершенству это стремление только к хорошему?

Если так ставить вопрос, совершенство не отличается от национальности в паспорте (особенно «русский») или квалификации в дипломе. Совершенство проявляется в действии, в жизни. Это понятие неотделимо от деятельности! Совершенство – это возможность, умение проявить нужное качество в нужное время, в нужном месте, в нужных обстоятельствах, при том сообразуясь с избранной целью. «Хорошим» называют зачастую самые различные вещи в разных культурах, в разных слоях населения. Например, среди подростков часто хорошо быть плохим!..
«Положительное» - это настолько ограниченное и обусловленное понятие, что к совершенству оно не может иметь отношения. Однако существуют законы Вселенной, которые хорошо бы соблюдать. Сообразуясь с ними, нужно выбирать цель.
Итак, совершенство – полный набор качеств при полном контроле над их проявлением (произвольность), при полном видении целесообразности.
Стремление к совершенству предполагает обширнейший опыт и глубокое знание основ Бытия, законов Вселенной. Получается, что совершенство – проявление мудрости.

Как Вы идете…

Как Вы идете, выходя, например, из квартиры. Когда Вам встречаются прохожие, на что Вы обращаете внимание, как Вам представляются их движения.

А вот и не угадали! Я смотрю в глаза, на лица. На сколько позволяет неважное зрение. Это – мое любимое «обращение внимания». К великому сожалению моему (и не только моему) часто радуют глаз девушки, женщины, значительно реже – юноши…. И уже катастрофически редко – мужчины!..
Замечание походок и жестов уже на втором месте. Да, это профессиональное зрение, профессиональный навык… или профессиональное заболевание, если видишь чужую корявость. Это тяжкое зрелище, тем более, что сразу ощущаешь собственным телом и душой зажимы и психические состояния…
Но бывают и подарки. Как-то раз мы с девочками шли на концерт в Доме Ученых, выступать. Впереди нас возник молодой человек. Высокий, стройный! Я не удержалась и, прервав разговор, высказала восхищенные комментарии к его походке: «беспрепятственное проведение силы реакции опоры от земли и в небо сквозь все тело (и еще при таком росте!), выстроенность движений по срединной линии, свободный верх корпуса!..» Я даже рискнула подойти к нему и вручить визитку с адресом нашего сайта. Но тут я испытала разочарование, когда я увидела его лицо!… Что называется не наш человек… А походка все-таки на редкость красивая, молодец.
А как я хожу? По-разному. И думаю, что это тоже – профессиональный навык. Я могу позволить себе с десяток разных походок – это ли не роскошь? А изобразить - еще больше. К тому же время перехода из одного места в другое – прекрасный момент (и повод) для тренировки новой пластики, для выработки некоторых необходимых навыков, для их совершенствования.
А еще, бывает, я думаю о хореографии. Один из моих учеников заметил: «Бывает, что люди сами с собой вслух разговаривают, а Вы – сами с собой танцуете!» Это правда.

О любви

На сайте у Вас я прочла, что любовь никогда не может быть аргументирована. Как Вы можете это объяснить?

Вы вырвали фразу из контекста. Вообще так делать нельзя, конечно. Но я постараюсь объяснить что там имелось в виду. Речь идет, как я понимаю, о лекции Свами Вивекананды «Божественная любовь».
Любовь связана со знанием, глубоким проникновением, единением, приятием и доверием. И, когда речь идет о высокой любви, то имеется в виду единение на том глубоком уровне, где мы все – братья в Боге, где мы все вечные частицы божественного. На этом уровне переживается чувство единения, глубокого проникновения, понимания. Просто переживается, независимо от действий любимого, его поверхностных качеств. Из этой глубины вам видно все существо любимого целиком, все причины его действий. И уже нет мелочных страхов и подозрений, хождений на принцип, как следствие, и прочих детских игр в катастрофических размерах. И если любящие живут и совибрируют на глубинном уровне, их поступки уже иные. Однако необходимо, чтобы эта глубинная составляющая нашего существа была раскрыта и активно участвовала в жизни, иначе человек просто лишен органа, которым любят! Вырастите себе ноги, научитесь их использовать - тогда вы сможете бежать стометровку.
Есть и другие переживания, свойственные более поверхностным и, кстати, преходящим слоям человеческого существа (хорошо еще, если не животной его части). Представления о любви, проводимые поп-культурой в основном имеют в виду именно животную часть – этакая пропаганда деградации человечества получается. Все эти переживания тоже принято называть любовью. Тут уж кто во что горазд в меру своей неразвитости. На этих уровнях как раз притяжение, понимание, доверие и т.д. обусловлены, ограничены. Но это все – не есть та высокая любовь, к которой стоит стремиться, а в лучшем случае только ступени к ней. Хорошо бы отдавать себе в этом отчет.

О «Лесе»

Когда я смотрела этот балет, я увидела какую-то сказку! Не могли бы Вы рассказать, кем вы были?

Вообще мы очень подробно и четко договариваемся о том, что именно мы переживаем и изображаем в каждый конкретный момент танца. Эта договоренность – основание согласованности и, если надо, синхронности наших танцевальных композиций.
Нам часто приходит мысль, особенно касательно «Леса», что можно сделать программки и раздать их зрителям. Однако я уважаю свободу зрительского восприятия, свободу интерпретации. Важнее передать настроение, свое ощущение от леса и его обитателей, чем навязывать конкретные, может быть, нелюбимые и пугающие образы.
Тем более что при создании «Леса» я сознательно избегала пантомимы, прямого копирования. Танец в этом смысле – более абстрагированное искусство, чем искусство пантомимы.
Мы даже рискнули изобразить совсем уж «абстрактные» понятия, такие как «природное равновесие», «начала Инь и Ян», «любовь к Земле». Есть конечно совеем конкретные образы: бабочка, олени, клубок змей, кусты, деревья и другие. Но, допустим, во фрагменте, который мы называем «Корни», мы старались передать зрителю наше восхищение красотой, заключенной в сложности рисунка и удивительной целесообразности при видимой хаотичности переплетения корней. А в другом фрагменте, «Дождь», мы приглашаем зрителя пережить то наслаждение, которое испытывает каждое растение, когда с неба проливается благодать летнего дождя. Но дело не только в том, чтобы показать что-то зрителю. Важно и то, что мы сами должны пропустить через себя все, о чем танцуем! Вот, например, фрагмент «Водовороты». Вы видели когда-нибудь быструю лесную речку, ручей? Движение воды завораживает, наполняет радостью сердце!.. Ухватить принцип этого движения, перевести на язык пластики, отобразить в танце – значит причаститься этой красоте, запечатлеть ее в сердце, унести с собой, сделать частью себя. Это эффективнее всякой фотографии и видеосъемки!
Красоты природы надо носить в сердце – вот мое глубокое убеждение. Страсть к фотографированию на поверку оказывается костылями ленивой души и ублажением жадного Эго: «Это престижно, красиво, как говорят, – я хочу это иметь!» Щелк! И Фудзияма у вас в кармане!.. У практичных японцев есть культура созерцания, любования. Кроме поддерживания и питания души, это помогает им жить и работать в очень непростых условиях.
А еще есть способ познания через перевоплощение. Тоже, восточный, так сказать. Подумайте сами. Можно всю жизнь рвать, сушить, препарировать цветы, разбирать их на запчасти и все же не постигнуть их тайны. А можно один раз раскрыться солнцу, как это делают одуванчики, лютики, маки – и будешь всю оставшуюся жизнь встречать их и радоваться им как родным… И солнцу радоваться, как близкому существу.

Начало

Как Вы начали создавать студию?

Я получила сертификат Студии современного танца при Центре искусств НГУ, где меня обучали классическому танцу, танцу модерн, джазовому танцу, современному танцу, плюс сценическая практика и body condition (растяжка и укрепление мышц). Вот, казалось бы, поле для деятельности и обучения! Но остаться я там не могла, ибо то эмоционально-эстетическое направление, которое стало преобладать в творческой деятельности студии, шло вразрез с моими собственными душевными и эстетическими потребностями. Я ушла и из айкидо и из ушу, несмотря на то, что и там и тут мне маячили замечательные перспективы. Женская часть моего существа потребовала проработки и воплощения, тот самый иньский принцип, о котором так настойчиво напоминал человечеству Лао-цзы в Дао Дэ цзин. Собственно инструктор по ушу нам такую альтернативу рисовал: «Вы будете либо сильными, с толстыми кривыми волосатыми ногами, как у футболистов, - либо умными!..» Это справедливо не только в смысле техники, но и в смысле обучения вообще: получение новой информации без ее переработки, усвоения и углубления – тоже янский, экстенсивный метод.
Все шло к тому. Чтобы начинать работать самостоятельно, искать свое направление, где можно было бы употребить полученную с избытком информацию, по-своему ее преломить, углубить.
Один хороший человек, обладавший, в отличие от меня, уверенностью в себе на грани наглости, просто взял меня за руку и отвел в недавно организованный Лечебно-педагогический центр «Березка» (теперь переименованный в Центр развития ребенка «Рябинушка»). Там он представил меня администрации: «Вот преподаватель танцев». И я стала работать. Со всем возможным смирением и упорством: детская группа – 2 человека, взрослая – 4 человека… Ну да еще текучка человек на 15 в год…
Планы уроков, поиск музыки. Робкие эксперименты – продвижение ощупью. Запоздалая реакция мозгов на вопли внутреннего голоса. Из кучи отрицательного опыта травм и недопетых песен в собственной учебе – извлечение основ техники безопасности и педагогических приемов. И бездна работы безнадежно-поштучной! (Кворумы я себе позволила только три года назад). Меня спрашивали: «Сколько должно быть человек в группе, чтобы Вы с нею занимались?» Я отвечала: «Два человека – уже группа. Но если человек пришел – я буду с ним заниматься». Одна из первых учениц, начинавшая в те времена тоже свое дело, мне как-то сказала, что для раскрутки какого-либо дела нужно 4 года. В моменты сомнений я думала об этом, считала, сколько я уже работаю… Именно на четвертый год я почувствовала, что ситуация изменилась.
Я очень благодарна тем людям, которые в первые годы занимались у меня. Они не только извлекли что-то полезное для себя, но и мне помогли лучше осознать накопленные знания и приобрести опыт. Они были не столько учениками, сколько попутчиками. Некоторые остаются моими близкими друзьями и по сей день. Моими находками я обязана не только учителям, не только информационной наполненности пространства, но и этим энтузиастам! Можно выдать что-то человеку, только если ему это надо. В тебе всплывет и созреет или через тебя пройдет информация, только если есть В КОГО!

Методика

Откуда берет начало Ваша авторская методика?

Тот взгляд на тело, на движение, пространство, на роль сознания в процессе движения и обучения я почерпнула на занятиях у Андрея Александровича Жданцева, моего инструктора по ушу (и не только). Ему я обязана тем избытком информации, которую мне еще обрабатывать и обрабатывать… Только на этой почве могло произрастать, развиваться и плодоносить полученное на занятиях айкидо и в Студии современного танца при Центре искусств НГУ. И очень много самостоятельной, кропотливой, ежедневной работы, наблюдений, попыток осознать, систематизировать. В результате выкристаллизовалась система, позволяющая описать и объяснить каждое, любое движение, причем в подробностях, используя строгую, вполне научную по сути, систему понятий и терминологию. Это уже не бесчисленные разрозненные «образы» и сравнения, начинающиеся с «как будто»! При использовании этой системы понятий у обучаемого складывается в сознании цельная система представлений и опыта, так что пропущенные звенья можно легко восстановить и дальнейшее развитие изученного можно продолжать самостоятельно и в любой области. Само обучение происходит в рекордные сроки и качественно (я бы даже сказала на удивление). А последствия, результаты ощущаются в самых разных сферах жизни. В руках у учащихся оказываются ключи ко всем двигательным практикам, будь то карате, бальные танцы, фигурное катание, волейбол, косьба травы и рубка дров или ежедневная ходьба на работу и битва за место в маршрутке!
Уже когда я поняла, каким сокровищем располагаю, я перечитала Дао Дэ цзин. И обнаружила, что вместо слова «государство» можно смело подставить «тело» (или название любой другой системы). Так что мой любимый учебник по искусству танца - Дао Дэ цзин. Ну а методика преподавания прошла поверку величайшим философским сочинением.
Нам говорят, что наши танцы очень женственные. Значит, мне удалось то, ради чего я и выбрала танец как поприще – осознать, развить и воплотить женскую часть моего существа. Конечно и мужская ипостась окультурилась и углубилась. А насчет женственных танцев… Было бы странно видеть другие, ведь мужественно, активно, целеустремленно на сцену у меня выходят девушки, а мужчины, к нашему горю, всячески отлынивают… Надеюсь, что это пройдет, и я поставлю множество благородно-мужественных танцев.
А воинские искусства, тем не менее, наложили свой яркий отпечаток на методику. Я запросто включаю в экзерсис (комплекс необходимых упражнений) базовые упражнения из ушу и айкидо. А еще и требования, которые я предъявляю к пластике, к движению, к взаимодействию с пространством, с партнером, к работе сознания, к этике. Так заостряют вопросы только в школах воинских искусств, причем внутренних стилей. Но, на мой взгляд, и не только на мой, эти требования нисколько не противоречат специфике танца, более того возвращают ему утраченное благородство и избавляют от злоупотреблений.



ЕВА
Ответы на вопросы.

Я всю жизнь мечтала заниматься бальными танцами, но не знала, как это делается. Мало того, что мама с папой не разрешали, да еще родили такую корявую: полное отсутствие координации движений, неспособность отличить право от лево, вдавленная в плечи шея, распущенный «хвост»… И безмерное чувство прекрасного. Короче, голый эстетизм, не основанный ни на чем, кроме любви к музыке. Когда со всеми такими исходными данными приходишь заниматься чем-то вроде бальных танцев, где все так сверкающе-совершенно, гармонично и каждое движение имеет свой смысл и эмоциональную направленность (в бальных танцах это особенно остро ощущается, т. к. танцуешь вдвоем) - буквально на каждом шагу натыкаешься на несовершенство своего тела, на незнание себя, кто ты, как ты устроен, что в тебе есть что-то еще, о чем ты просто не подозревал раньше… И танец оказывается способом, путем самопознания, по которому уже невозможно не идти, иначе жизнь прекратится.
На этом пути каждому человеку встречаются Учителя. И каждый Учитель преподает свой Урок. И в этом уроке, кроме знаний о теле включено много и «самопознания». Один учитель учит тебя своим скептицизмом, другой подхлестывает и понукает… и однажды тебе встречается Учитель, до которого ты наконец-то «дорос»: ты уже готов сознательно над собой работать, над своим телом, над своими эмоциями, ты уже знаешь, зачем тебе это нужно и как это применить.
Первое впечатление: как Оля танцевала на школьном празднике со своим ребенком. Поразила не столько выучка и танцевальная композиция, сколько участие двух партнеров друг в друге и их присутствие здесь и сейчас.
И вот наконец-то я на этих занятиях! Видимо, проблемы были видны, потому что ответы на вопросы посыпались густо и плотно, но с таким кайфом, с такой внутренней самоотдачей. От первого занятия и до последнего, чтобы потом помнить и использовать всю жизнь. И не только в танце.
Все знания, полученные мною на Олиных занятиях – это совершенно изумительная, чудесная система представлений о том, как работает человеческое тело. Представление о взаимодействии структурных элементов тела, прекрасно изложенные на уроках – универсальная вещь, и занимаясь в дальнейшем бальными танцами, я с восторгом обнаруживала те же закономерности, те же «пружинки», которые работают «сами», позволяют двигаться не прилагая экстремальных физических усилий. Тут не прыгать, тут думать надо!!!
Понятно, что больший упор был сделан на работу тела. Когда достигнут прогресс в теле, и ты с удивлением осознаешь, что внутренне (эмоционально) ты от этого уровня отстаешь – вот тогда-то начинается самое интересное!!!



Маша Музлова
Записки в жанре повествовательного гусепролета.

Так случилось, что кроме Ольгиных занятий я дважды в неделю летаю в театральную студию и на занятия по джаз-балету, которые ведет известный в психологических и танцевальных кругах преподаватель и психолог Татьяна Миникес. Забросила меня туда, как всегда, добрая тетка-судьба, что ведет по жизни кривыми тропами, обеспечивая необходимый для должного тонуса контраст и разнообразие ощущений .
Так вот, у Татьяны Анатольевны на занятии (которое длится всего час), все просто, как в шахтерском забое: все пашут и потеют, потом снова пашут и опять потеют. Постепенно из скрипа, хруста, скрежета, соленых слез, заливающих ноги (!), из темноты в глазах рождается многорукий, многоногий и многоглазый вариант танцующего Шивы. От синхронного топота и гортанных криков его сотрясаются стены почтенного ДК. В потогонном процессе рождения Шивы работа высших осознающих сфер почти не востребована. Все, что нужно для успеха – накачанной мышцой рвануть ногу повыше. Ритм, синхронность, точность-точечность движений тоже, конечно, важны. Но уж как ты достигаешь этой самой точечности, мощи и легкости, это твоя шахтерская думка…
И я поняла, что меня выручает одно – впитанное с воздухом Ольгиного класса ощущение срединной оси, вокруг которой выстраивается структура (всегда неизменная, невозмутимая, какие бы выкрутасы не изображались во внешнем плане). Даже «изломанная» в джазовом батмане нога все равно лежит на распухающем шарике. А сделать (причем быстро!) глубокое плие на полупальцах возможно только сознавая, как растешь, проводя глубокий импульс из-под земли в космос, где летает уже твоя голова. И все это – в пределах структуры, которая всегда с тобой.


Следующая история связана с тренингом по вокалотерапии. Тренер – Юля Булгакова, психолог и композитор, автор оригинальной методики постановки голоса. Скорее это даже не постановка, а знакомство с собственным сильным, широким и роскошным голосом, который обычно бывает где-то зарыт…
Рассказывать об этом чуде прикосновения к своему таланту можно долго; главное – была попытка уловить связь между голосом и телом, настроить свой внутренний орган так, чтобы звук шел ровно и сильно. А для этого необходима – Что? Прааавильно, структура, обеспечивающая комфорт и равновесие в любой позе, даже в так называемом «призыве дождя», который осуществляют обезьяны.
Поза совершенно невыносимая – стоя на полупальцах, максимально оттянуть хвост назад, ручки с закрытыми подмышками безвольно висят с локтей, голова запрокинута назад. И кричать – отрывисто и громко, из груди. Все это вместе выполнить невозможно, поэтому занимаемся поисками волшебного средства уравновешивания всего этого безобразия.
И находим! Это «вставленные» плечи, которые создают идеальный противовес откляченному хвосту и позволяют почувствовать устремленность вверх, которую задают полупальцы.
Ура! Да здравствует вновь обретенная срединная ось, да здравствует небо, пусть соберутся облака и хлынет дождь! ААААааааааааааааа
:-))))))))))))



Анна Зоркольцева
На катке

Сначала было очень скучно кататься. Было холодно, а в последний раз я каталась на коньках в глубоком детстве. И поэтому меня сначала просто за ручку возили.
А потом я увидела людей, которые там чуть ли не pas de basque на коньках прыгали, кружились по-всякому... И мне стало интересно, как это они делают. Ну, прыгать бы я не стала, а вот покружиться я, наверное, смогла бы. Я не знала, с чего начать. Пробовала коньками отталкиваться, чтобы по кругу ехать, но по малому радиусу все равно не получалось. Кто- то проезжал мимо на большой скорости, я в страхе повела рукой и…меня закружило за этой рукой! Я начала экспериментировать, что еще можно делать руками? Все вокруг на меня смотрели как на сумасшедшую, потому что я махала руками во все стороны. Но не как сумасшедшая, а сознательно. Например, если делать руками «открывающиеся» 8-ки, то можно ехать змейкой. Если как следует оттолкнуться руками от воздуха, то получится arabesque и можно даже ногу поднять.
В классе у меня всегда проблемы с руками: я ни рук не ощущаю, ни воздух вокруг и преподаватель всегда делает мне замечания: воздух у меня «пустой» и от этого мои руки двигаются «коряво», постоянно проваливаются или машут бестолково. Когда катаешься, то сопротивление воздуха больше чувствуется, и руки в нем начинают плавать. Так что метафора «воздух, как толченая картошка» оказалась вовсе не фикцией!
А когда я пришла домой и с восторгом стала рассказывать, что, оказывается, с помощью рук можно кататься на коньках, то мальчики, от которых я это даже не ожидала услышать, с умным видом мне отвечали: ты что, не знала, что изменение в одной части тела ведет к изменению в другой? А они просто занимаются карате, даже не очень серьезно…
Отсюда мораль: руки у нас не просто так болтаются!